Коротко об обязательных действиях погребального обряда

После смерти…Если умер мусульманин, в т. ч. ребёнок, его необходимо обмыть, обернуть в саван, совершить за него заупокойную молитву и захоронить. Выполнение этих требований является коллективной обязанностью (фарз аль-кифая), налагаемой на общину мусульман.

Если над умершим мусульманином, будь то мужчина или женщина, не были совершены эти похоронные обряды, то в грех впадает каждый из тех совершеннолетних и умственно полноценных мусульман-мукалляфов [1], кто узнал о смерти этого мусульманина и, не имея на то уважительных причин, ничего не сделал для его захоронения. Если же о смерти мусульманина узнал только один человек, то он обязан выполнить эти предписания или же известить о смерти других.

И если даже один человек выполнит эти обряды, связанные с захоронением умершего, то остальные члены общины данного населённого пункта освобождаются от этой ответственности, т. е. они не впадают в грех. Но это не означает, что присутствие на похоронах нежелательно. Для каждого мусульманина, у которого есть такая возможность, присутствие на похоронах является суннат муаккад!

Нужно постараться как можно быстрее выполнить эти четыре погребальных обряда, и самое важное среди них – совершение заупокойной молитвы.

Итак, при похоронах умершего мусульманина необходимо:

1. Совершить омовение умершего – удалить нечистоты (наджаса), если они были, и обмыть всё тело – кожу и волосы (независимо от их густоты) минимум один раз чистой водой, пригодной для очищения.

 2. Обернуть в саван (кафан) – покрыть тканью всё тело. Человека, после которого осталось наследство сверх того, что покроет его долги (если он не расплатился с ними при жизни), оборачивают тремя кусками ткани.

3. Захоронить умершего в могиле так, чтобы скрыть его тело от хищников и чтобы не распространялся его запах. Необходимо положить тело умершего таким образом, чтобы его лицо и грудь были направлены в сторону Каабы.

4) совершить погребальный намаз (джаназа). (В некоторых случаях погребальный намаз не совершается, о чём будет рассказано далее.)

Всё перечисленное является фарзом, т. е. необходимым минимумом при совершении похоронного обряда любого мусульманина, кроме случая выкидыша и шахида, павшего на пути Аллаха. Если не выполнено что-либо из перечисленного без уважительных причин, то обряд считается нарушенным. Обязательными действиями по отношению к шахиду, павшему на священной войне, и зиммию (христианин или иудей, находящийся в мусульманском государстве под покровительством мусульман) являются два из упомянутых выше: заворачивание в саван и захоронение.

Совершить за них обоих заупокойную молитву является запретным (харам), так же, как запретно совершить обмывание шахида.

Что касается умершего неверующего (кафир), то совершать за него погребальную молитву является запретным (харам), но разрешается (халал) обмывать его. Что же касается заворачивания его в саван и захоронения, то мусульмане обязаны исполнить указанные оба предписания по отношению к нему, если неверующий является из числа зиммиев, находящихся в мире с мусульманами, или тем, которого Ислам избавил от опасности, а в противном случае – не обязаны.

О расходах, связанных с подготовкой умершего к захоронению Все расходы, связанные с подготовкой покойного к погребению и его проводами (т. е. за воду, саван, обмывание тела, копание могилы), производятся из оставшегося имущества (тарика) умершего.

Эти расходы необходимо покрыть до выплаты  долгов умершего, до исполнения его завещания и распределения наследства. Если покойная является чьей-то женой, то расходы на её подготовку к захоронению обязаны производить из имущества состоятельного мужа, но не из её имущества. С учётом состояния мужа делаются и другие расходы, связанные с погребальным обрядом жены.

Под состоятельностью подразумеваются материальные средства человека, остающиеся у него после покрытия расходов на суточное пропитание, так же, как под несостоятельностью понимается отсутствие подобного количества имущества.

Если состоятельный муж находится вдали от умершей супруги или если он отказывается выделить средства на её подготовку к захоронению, и поэтому наследники (родственники) выполнили все работы, связанные с её подготовкой за её же счёт или за средства другого, то от её мужа требуют возмещения этих расходов, если они были сделаны с согласия руководителя (аль-Хаким) мусульман данного населённого пункта, в противном же случае муж может не возмещать их. Если нет такого руководителя мусульман, то для того, чтобы подтвердить факт расходования родственником своих средств на умершую и для возможности дальнейшего требования от её мужа их возмещения, ему необходимо сделать это всё при свидетелях.

Такое же решение имеется в Шариате и в отношении того человека, у которого умер родственник, которого, согласно Шариату, тот должен опекать и содержать.

Если человек, умирая, не оставил после себя имущество, то средства на его похоронный обряд выделяются из имущества родственника, который обязан был опекать его, если даже эта обязанность возлагалась на него во время его предсмертной болезни, например, если есть взрослый сын, который не в состоянии зарабатывать.

Однако если умрёт жена отца кого-либо, то его сын не обязан покрывать расходы на её захоронение за свой счёт.

Если у умершего нет близкого родственника, который должен содержать его, то расходы на его погребение выделяются из средств (вакф) безвозмездно и специально отведённых на эти цели, если нет и таких средств – то из общественной казны мусульман (байт аль-мал), если нет и казны, то его хоронят за счёт богатых мусульман. Такими состоятельными называются мусульмане, у которыхв есть имущество, достаточное для содержания семьи на целый год. Если имам, для того чтобы богатые люди не перекладывали расходы один на другого, т. е. не надеялись на то, что другие покроют траты по погребению покойного, обязывает одного из них решить эти вопросы, то он (которому имам поручил) должен взять на себя все расходы, связанные с погребением умершего.

[1] Мукалляф – совершеннолетний и умственно полноценный мусульманин (в Судный день он будет отвечать за свои деяния), обязанный соблюдать все предписания Шариата.

Из книги «Сущность смерти и похоронный обряд».