Женитьба является первым шагом к продолжению рода и увеличению общины мусульман, поэтому чрезвычайно важно, чтобы и выбор супруга, и последующая семейная жизнь проходили в соответствии с исламскими правилами семейного уклада. У обеих сторон должны быть ясные представления о смысле создания семьи.
Известно множество хадисов Пророка ﷺ о важности заключения союза между молодыми людьми. Создание семьи входит в разряд наиболее ценных деяний в Исламе, однако не многие понимают истинные цели брака.
Смысл женитьбы заключается в сохранении себя от соблазнов, в увеличении уммы Пророка ﷺ, в воспитании праведного потомства, в укреплении имана. Брак служит гарантией благочестивого поведения супругов и не даёт впасть в грех прелюбодеяния.
Всевышний Аллах указал нам путь развития семейных отношений в полном совершенстве, и только прилежное и неукоснительное следование предписаниям Ислама приведёт нас к счастливому супружеству, к милости Аллаха и Его безграничной щедрости. Поэтому особенно важно начать этот путь в правильном направлении.
Каждый мусульманин знает, что при намерении заключить брак необходимо совершить никях согласно правилам шариата. После обряда бракосочетания обычно проводится валима (свадьба). Она имеет важное значение с точки зрения подтверждения законности отношений брачующихся и проводится для оповещения людей о создании новой семьи. Угощение гостей является очень желательным действием. Передаётся от Анаса (да будет доволен им Аллах), что когда ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауф женился, Пророк ﷺ сказал ему: «Приготовь свадебное угощение, хотя бы зарезав овечку». (Муслим)
А как торжество проходит у «светских мусульман»? Следуем ли мы Сунне нашего Пророка ﷺ?
У всех народов свои традиции и обычаи, и у всех принято по-разному устраивать торжества. Главное, чтобы при проведении праздника не было допущено ничего из того, что является запретным в религии.
Однако, к великому сожалению, многие современные мусульманские свадьбы выходят за рамки дозволенного. Одним из самых основных нарушений законов Ислама при праздновании свадеб является смешение полов. Мужчины и женщины ни в коем случае не должны веселиться на свадьбе вместе. Сегодня же мы зачастую закрываем на это глаза, считая этот устой пережитком прошлого и ошибочно полагая, что ничего греховного в совместных праздниках нет.
Следующее нарушение, которое повсеместно происходит на наших свадьбах – присутствие музыки и алкогольных напитков для увеселения гостей. Мерзкое зрелище: женщина кружит в танце с посторонним мужчиной, услаждая взоры других, в то время как её муж занят выпивкой. Совершение греха лишает его ревности и рождает безразличие к тому, что происходит вокруг.
Ещё одно дурное новшество на свадьбах – это показное расточительство, которое, к сожалению, присуще многим народам и в корне противоречит духу нашей религии.
Мы забыли о Сунне Пророка ﷺ, превратив свадьбы в соревнования, на которых при помощи торжества демонстрируем своё положение.
От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
إن أعظم النكاح بركة أيسره مؤنة
«Самый превосходный никях в плане бараката – это самый лёгкий в расходах». (Байхаки)
Кто даст больший калым, у кого машины солиднее, чьё платье дороже. «Побольше и подороже» в сознании людей служит безусловным знаком качества, но это никак не соответствует основам нашей религии. Баракат – в умеренности и скромности.
Также многие гордятся количеством авторитетных людей на своих свадьбах, но важно знать, что на торжественное застолье приглашаются не только богатые друзья и близкие, но и неимущие.
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк ﷺ сказал:
بئْسَ الطَّعَامُ طَعَامُ الوَلِيمَةِ يُدْعَى إِلَيْهَا الأغْنِيَاءُ ويُتْرَكُ الفُقَراءُ
«Плохой едой является угощение на том свадебном пиру, на который приглашают богатых и отказываются звать бедных». (Бухари, Муслим)
Но самое страшное и опасное заключается в том, что люди, погружаясь в атмосферу запретного веселья и низменных страстей, танцуя лезгинку под громкие улюлюкания, распивая горячительные напитки, напрочь забывают о своевременном совершении молитвы.
Ислам представляет собой систему, которая полностью соответствует естеству человека и оберегает это естество. Поэтому установлены очень широкие рамки дозволенного, благодаря которым у человека не возникает необходимости прибегать к греху.